Уроки социальных протестов во Франции

Эстафетную палочку крупных социальных возмущений в прошедшем году присвоила себе Франция, гремя яркими новостными заголовками и фотографиями. Но протест в этот раз носил не совсем стандартную форму.

Причиной недовольства, как это часто бывает, послужили действия правительства. А именно, неолиберальные планы сделать рынок труда более “гибким” в ущерб правам самих работников. Автором законопроекта стала министр труда Мириам эль-Хомри из Социалистической партии действующего президента Франсуа Олланда.

Если обратиться к конкретике, закон предусматривает широкий спектр преобразований. Это и новые возможности для работодателя увеличивать рабочее время (во Франции установлена 35-часовая рабочая неделя). И уменьшение премиальных за переработки. И облегчение процедуры увольнений. Короче говоря, все на благо бизнеса.

В странах, где гражданская активность населения высока, такие меры вызывают противодействия в виде протестных акций. Так случилось и во Франции. Начиная с 9 марта по стране прокатилась серия уличных акций протеста (по несколько сотен тысяч человек) и национальных забастовок (охвативших многие сферы: от железнодорожников до работников АЭС).

Уличные протесты не ограничились стандартными митингами и шествиями. С апреля в Париже был разбит палаточный лагерь и организовалось движение “Ночь на ногах” (фр. Nuit debout). Оно постаралось учесть опыт предыдущих “стояний”, таких как Occupy Wall Street, и вывести собственную пропаганду но новый уровень. Привычное для таких мероприятий использование социальных сетей для распространения информации здесь дополнялось собственной радиостанцией, телеканалом, ежедневными бюллетенями. А интернет-ресурс по качеству и наполнению не уступит крупному коммерческому СМИ, выдавая массу аналитики, новостей и даже расписание ассамблей в 7 городах страны. Без сомнения, активистам из других стран стоит оценить такой опыт медиа-сопровождения, французы явно высоко подняли планку.

Что касается трудовых протестов, то здесь есть несколько примечательных моментов, которые стоит отметить.

Старт забастовочному движению дали совсем не лидеры профсоюзного движения, а горстка активистов, создавших быстро набравшую популярность онлайн-петицию. Петиция против нового закона собрала более миллиона подписей за несколько дней.

Более того, далеко не все профсоюзы поддержали протесты. Лидер крупнейшего по количеству членов профсоюза CFDT поддержал законопроект, заявив, что “закон применяется к конкретным ситуациям, а не для ослабления защиты”. Те “уступки”, которые удалось добиться при подготовке текста законопроекта он назвал “успехом”. А Александр Леруа, один из лидеров крупного студенческого профсоюза, назвал законопроект “разумным и перспективным”, что позволит “упрочить социальный диалог на предприятиях и повысить уровень профессионализма трудящихся”.

Но даже среди поддержавших профсоюзов был замечен не самый высокий уровень мобилизации. Причина, по мнению французского профессора социологии Максима Бенатуиля, в том, что данная реформа не затрагивает напрямую традиционные оплоты профсоюзов в госсекторе.

Отметим также, что хотя профсоюзное движение во Франции и относительно крупное, но оно объединяет лишь около 10% наемных работников. Первичная профсоюзная организация может быть создана лишь на предприятиях, где трудятся более 50 человек, что создает определенные проблемы для небольших коллективов.

По опросам, негативное отношение к законопроекту высказали более 70% французов. К акциям на улице и рабочем месте присоединился, понятное дело, куда меньший процент населения. Но, очевидно, если бы протест развивался исключительно как профсоюзный, внутри профсоюзного движения, он затронул бы еще меньше участников. Наоборот, слои молодежи, интеллигенции, прекариат активно поддержали акции, в том числе благодаря возможностям движения Nuit debout.

Но и само “стояние”, продолжая традицию Окупаев, не забыло прихватить с собой и проблемы предшественников. Прямая демократия, антиавторитаризм и народные собрания — это замечательно, но это лишь инструменты. Локальность — вот основная проблема. Необходимо не просто использовать прямую демократию для организации протестного движения (что само-собой обязательно), но и активно распространять ее с площадей на все сферы жизни. Это простая истина, но ее сложно реализовать (не удивлюсь, если небольшие попытки имели место). Одними словами с трибун здесь нельзя ограничится. Без движения вовне и постоянного роста такие площади прямой демократии рано или поздно угасают.

Nuit Debout в Париже, апрель 2016

Nuit Debout в Париже, апрель 2016

Протестное движение, хоть и добилось небольших поправок в закон, но проиграло. Закон был подписан. Более того, это может быть только началом массированного наступления на социальная права во Франции. В следующем году здесь пройдут президентские выборы и шансы правых прийти к власти вполне реалистичны. От кандидатов уже звучат призывы продолжать реформу, т.е. урезать рабочие гарантии. Французского народу необходимо найти возможности для куда большего противодействия.

Так как это сделать?

Еще раз перечислим проблемы. Французские рабочие объединения, во-первых, покрывают только специфические отрасли труда, во-вторых, склонны к авторитарности и желтизне. Гражданские движения как Nuit Debout локальны и по-факту не распространяют свои идеи дальше площадей.

Нетрудно увидеть, что симбиоз рабочего движения и движения гражданского может сгладить эти проблемы.

Площадь должна стать не просто местом для обмена мнений, а рупором всего социального протеста, тем местом, где будет формироваться повестка. Диктовать условия государству должна именно площадь, а не лидеры профсоюзных организаций. Это необходимо, чтобы напрямую изъявлять народную волю, без посредников, махинаций и сомнительных компромиссов в кабинетах чиновников. Профсоюзы должны быть вовлечены в обсуждения и решения на основе солидарности и равенства всех рабочих. Такая площадь способна будет отражать мнения большого количества людей, значит и окончательные решения по тактике должны быть именно за ассамблеями. Отмечу, что площадь здесь — условно, это может быть сотни площадей, средства электронной демократии и т.п.

Путем вовлечения как профсоюзных лидеров, так и рядовых активистов необходимо продвигать идеи прямой демократии внутрь самих иерархических профсоюзов и на предприятия. Лидеры должны прислушаться к мнению гражданского протеста, т.к последний более репрезентабелен. А рядовые активисты увидят на деле плюсы прямой демократии и, возможно, захотят перенять этот опыт в своих рабочих объединениях.

Активисты должны позаботится об объединении тех рабочих, которые по тем или иным причинам не вовлечены в профсоюзы. Это может быть как неформальные рабочие комитеты на местах, так и секторальные сети взаимопомощи. Задача здесь расширить забастовочный потенциал на все сектора экономики. Ведь государство лоббирует интересы бизнеса, значит надо иметь возможность ответить экономическими методами. Если 70% против закона, надо искать пути вовлечь в забастовку все эти 70%. И вот тогда мы увидим совсем другую картину.

Павел Морозов