О тех, кто не сдался
Когда запрещают большие спектакли, правозащитные и экологические организации с многолетней историей и фестивали формата «Kubana» их менее именитые аналоги кажутся особенно беззащитными, но оказываются полными воли к жизни.
Роза прожила три дня
На днях в Санкт-Петербурге был вынужден закрыться проект «Дом Культуры Розы». Его основала группа художников «Что Делать?» Проект представлял собой смесь социального центра и арт-мастерской. Сами организаторы презентовали его как инсталляцию социалистического Дома культуры в современных условиях, отсюда и название.
В конце весны Роза заняла пустующую комнату пространства «Арт Муза» на Васильевском острове и быстро начала цвести. Своими силами был проведен ремонт, у друзей и знакомых позаимствовали мебель. Дом культуры поднялся на ноги за поразительно короткий срок и сразу же принялся за дело. Здесь работал швейный кооператив «Швемы», была организована библиотека, проводились выставки, концерты, кинопоказы, обучающие семинары. Неоднократно проходили благотворительные мероприятия, на которых собирались добровольные пожертвования на разные инициативы, вплоть до восстановления курдских городов.
Казалось, что проект начинает объединять необъединимых людей. Интеллигенция, арт-провокаторы, представители молодежных субкультур и низовых кооперативов – всех можно было увидеть сидящими плечом к плечу в стенах «Розы». Двери были открыты и для профсоюзных активистов – свои встречи в центре проводил профсоюз «Учитель», а Петр Принев из МПРА устраивал здесь свою фотовыставку, многих удивив и показав себя с неожиданной стороны.
Отношения с соседями складывались нормально – кластер «Арт-муза» включат в себя галереи, мастерские, магазины красок – все, что связано с живописью. Когда грянул гром и руководство центра стало ходить по этажам, прося подписать жалобную бумагу о том, что в 401 комнате обитают деструктивные элементы, мешающие жить и работать, соседи отказывались ставить подписи. Да и само руководство центра поначалу вело себя адекватно.
Хватило одного телефонного звонка «откуда надо», чтобы деловой директор «Арт Музы» превратился в мифическое существо по имени Сыклоп. Соглашение об аренде было разорвано им в тот же день. Это произошло спустя три дня после официального открытия ДК Розы. По мнению участников ДК Розы такая реакция могла быть связана с медиа-успехом круглого стола медиков и пациентов, посвященного проблемам станции скорой помощи на Васильевском острове. Проект экстренно эвакуировался в поисках нового пристанища. Причем некогда вежливые охранники с проходной центра, начали провоцировать конфликты, внутрь пускались не все, не смотря на то, что месяц проплаченной аренды еще не истек. Хозяева давали понять: вы, конечно, можете считать себя правыми и вы, безусловно, можете судиться и даже победить в суде, но жить спокойно вам здесь мы не дадим.
Несостоявшийся концерт
В конце августа в Нижнем Новгороде правоохранительные органы разогнали панк-фестиваль «Золотая середина». Фестиваль проходил в глухом лесу, вдали от жилых домов, специально, чтобы никому не помешать и не привлечь к себе внимания. Полиция отправила туда наводчика, который и сообщил координаты места проведения мероприятия. Рано утром второго дня на поляну, где стояли палатки, нагрянула сначала районная полиция, а затем ОМОН. Настоящий штурм – с разведчиком, боевым авангардом усатых участковых и основными силами «космических войск». В 8 утра, пока все спали! А то мало ли!
На первый взгляд – ничего удивительного. Нижний Новгород давно известен бдительностью борцов с молодежным инакомыслием. Два года назад здесь не состоялся «Горький фест», более открытое и легальное мероприятия, активно рекламируемое и согласованное с местными властями. Антиэкстремистам оно показалось подозрительным, и они предприняли спецоперацию: начали угрожать организаторам по телефону. Двумя месяцами раньше в том же Нижнем был сорван концерт стрит-панк группы Mister X, тоже по телефону, но общение шло с владельцем арендованного клуба. Тот даже возмутился, на каком основании он должен отменять мероприятие, но получил ответ: не отменишь – на него нагрянет отряд ОМОНа. В общем, полицейский беспредел в Поволжской столице давно превратился в невпечатляющую обыденность. Но «Золотая середина» все равно вошла в историю, став как минимум четвертым аналогичным фестивалем, разогнанным этим летом полицией и ОМОНом. Всех их, в том числе и два московских феста, запрещали по причинам пожарной безопасности и из-за отсутствия разрешения на проведение публичных мероприятий. Но отслеживали эти нарушения почему-то оперативники центра по противодействию экстремизму.
Владимир, организатор «Золотой середины» тоже обвиняется по статье о незаконной предпринимательской деятельности. Ему грозит штраф в размере от 500 до 2000 рублей. Не чувствуя за собой никакой вины, молодой человек исправно ходит на заседания суда, но суд все время переносится.
«Ну мы же говорили…»
По словам организатора, сюрпризом для него такой исход мероприятия не стал, но и бросать начатое из-за фиаско других своих «коллег» он не хотел. Любопытно, что добрая половина музыкальных коллективов, планировавших свое выступление на фестивале, отказались играть за несколько дней до начала, как только во «встрече» в контакте прошел слух, что что-то будет. Были и те, кто уговаривал организаторов остановиться. Но те оказались непреклонны в желании довести дело до конца. Деньги с фестиваля Владимир и его товарищи планировали перечислить политзаключеным. Теперь финансовая помощь нужна самим организатором, влезшим в долги из-за неудачного начинания. Но падать духом Володя не хочет и первое, что он планирует сделать – отстоять в суде свою правоту.
Коллектив ДК Розы принялся за поиски нового места с первого же дня после закрытия. Пообещав вернуться всем, кому стал дорог за первые четыре с половиной месяца работы в пилотном режиме, и, проигнорировав реплики скептиков: «ну мы ж говорили, что так оно и будет».
Таких скептиков становится все больше. Если раньше люди «в теме» реагировали на сообщения о полицейском беспределе брюзжанием: «менты совсем охренели», то теперь все чаще: «ну а чего организаторы хотели, взявшись за такое». Поколение чувствует, что что-то поменялось. Разгоны совершенно мирных мероприятий – теперь не «перегибы на местах», не акты мести сверху в ответ на успешно проведенные акции и не только жажда силовиков выслужиться перед начальством. Все это было репетицией, которая незаметно закончилась и ей на смену пришла откровенная травля, от которой не застрахован ни художник, ни любитель панк-рока, ни левый активист.
Тов. Брежнев