Солидарность с сирийскими курдами
Летом и осенью этого года в Санкт-Петербурге и Москве проходил сбор денег на покупку пожарной машины и другой гуманитарной помощи для сирийского Курдистана. Инициатива эта носит международный характер и является одной из программ солидарности с Роджавой. Несколько дней назад последняя часть собранных средств была передана в Германию, группе, занимающейся этим проектом.
В июле этого года, будучи в Германии, мы с моими товарищами узнали об инициативе «Feuerwehr Fur Rojava» (Пожарная машина для Роджавы). Немецкие анархисты и антифа объявили о старте сбора денег в поддержку самоуправляемых курдских кантонов. На протяжении долгого времени мир следит за тем, как курды строят свою автономию на севере Сирии, пылающей в пламени гражданской войны. Практика прямой демократии, эмансипация женщин и их вовлеченность в общественно-политические и военный процесс, а также боевые успехи ополченцев YPG/YPJ в сражениях против отрядов ИГИЛ (организации, запрещенной на территории России) вызывали и продолжают вызывать восхищение. Турецкие анархисты из DAF одними из первых отправились добровольцами в Роджаву, в самые трудные дни для региона – во время осады Кобани. Впоследствии они рассказывали, что пошли на этот шаг не только для того, чтобы выразить свою солидарность, но, и чтобы самим перенять у курдов опыт строительства горизонтального общества.
В рядах курдских ополченцев сражаются люди со всего мира. Многие иностранцы работают волонтерами на территории сирийского Курдистана. Проект «Пожарная машина для Роджавы» — не единственный в своем роде. Фонды поддержки самоуправляемых кантонов существуют в разных городах и странах. Да и вообще интерес к этой теме на Западе нереально велик. Проехавшись летом по нескольким городам Западной Европы, мы попали на кинопоказ, посвященный курдской борьбе с Исламским государством, увидели массу стикеров, плакатов, открыток солидарности с YPG, украшающих сквоты и социальные центры. Еще год назад такого интереса не ощущалось – курдская тема получила распространение после мужественной обороны Кобани и отчетов первых европейских добровольцев, побывавших в тылу и на передовой.
Мои немецкие друзья дали старт своему проекту летом этого года. Главная его идея – оказать гуманитарную помощь мирным курдским городам и деревням, пострадавшим от боевых действий и оказавшимся в экономической блокаде, в окружении враждебно настроенных государств и группировок. Предполагалось совершить покупку генераторов, медикаментов и других вещей, необходимых на территориях, разрушенных войной. Главный пункт программы – приобретение пожарных машин. Особенно важно, что, составляя свой гуманитарный список, организаторы отталкивались от реальных потребностей, постоянно поддерживая связь с Сирией. После теракта в турецком городе Суруч, когда были взорваны волонтеры, отправлявшиеся восстанавливать город Кобане, и новой волны агрессии турецкого правительства в сторону местных и сирийских курдов, я спрашивал у немцев: «Вы все еще собираете на пожарную машину?» На это мне пришел ответ: «Мы уже написали письмо курдам. На ближайшем собрании будем обсуждать этот вопрос». Но все осталось в силе, а деньги минимум на одну пожарную машину были собраны. Сейчас организаторы решают проблему транспортировки.
Взносы в Германии собирали разными путями – от продажи коктейлей на музыкальных фестивалях до получения на счет неожиданно крупных безвозмездных переводов. Бренд «Feuerwehr Fur Rojava» с нарисованной пожарной машиной в качестве логотипа стал легко узнаваем и популярен, но солидарность затрагивала преимущественно крупные западные страны. В России, к примеру, даже о самой борьбе курдского народа многим анархистом полгода назад было известно весьма поверхностно – в то время Путин еще не бомбил Сирию и не вводил санкции против Турции, а российские медиа освещали сирийский конфликт не так ярко, как сейчас.
На вопрос: «Чем мы можем вам помочь?» — немецкие анархисты ответили: «Переведите текст нашего сайта на русский язык». Но этого показалось мало, и мы решили, а почему бы и нам не внести в общее дело свою копеечку!
После взрыва в Суруче были объявлены дни единых действий солидарности с турецкими и курдскими левыми. В Европе на уличные акции вышли сотни, а где-то тысячи человек, в России участие ограничилось одиночными пикетами в двух крупнейших городах страны. Неудовлетворенность сделанным и невозможность повторить массовые уличные акции в нашей стране подтолкнули нас к тому, чтобы начать сбор денег в поддержке Роджавы в Санкт-Петербурге. Это было лучшее, что мы могли придумать.
Было организовано несколько полузакрытых мероприятий, на которой работала наша локальная касса «Пожарной машины». Люди сбрасывали деньги во время открытия активистской библиотеки, киномарафона в поддержку Роджавы и даже принципиально бесплатный «Freemarket» однажды пошел на уступки и собирал донейшн на инициативу. Кроме того, совместно с московскими товарищами в столице был организован концерт «Барды за курдов» (впоследствии московскими анархистами было проведено еще одно мероприятие – «Поэты за курдов» — деньги с него были переданы работающему в столице Курдскому дому), стоит вспомнить и о тбилисских пожертвованиях – питерская мобильная касса стояла на одном небольшом концерте в Тбилиси.
К сожалению, не удалось организовать еще одно запланированное действие – была идея устроить что-то совместно с питерскими курдами, например, благотворительный футбольный или баскетбольный матч. Но выйти на них нам не удалось. Будем надеяться, что все еще впереди.
Деньги в Германию отправлялись дважды – первую часть с оказией, вторую – банковским переводом. Оба раза они были успешно получены участниками инициативы. Мы шутили, что собрали на одно колесо – вряд ли с нашим курсом евро хватит на большее. Но в процессе организации кампании удалось заинтересовать курдской проблемой новых людей, обменяться знаниями, возможно, развеять мифы. Сбор средств сопровождался докладами, кинопоказами, дискуссиями на тему Роджавы, РПК, YPG/YPJ.
Другой позитивный момент – мы снова вспомнили о международной солидарности, оказали помощь кому-то, кто живет за пределами бывшего СССР. В России это происходит редко. Обычно считается, что своих проблем хватает. Мне и в этот раз приходилось отвечать на вопросы: «А почему ты не собираешь деньги для жителей Луганска?», «Ты не считаешь, что в первую очередь стоит помогать Сократу?» и так далее. Как будто мы воровали чьи-то средства! Странная логика – если ты считаешь, что правильнее поддержать одну инициативу, ты идешь к тем, кто поддерживает другую и недоумеваешь, вместо того, чтобы принести свои идеи в более близкие тебе проекты или создать их самому. А уж поддержать деньгами западноевропейскую движуху – это вообще у некоторых в голове не укладывалось. В нас живет стереотип, что все мы нищие, а они богачи и всем нам что-то должны. Это мы, угнетенные политактивисты в «найках» и татуировках, должны получать помощь с Запада, а не наоборот. Да и чего в этом толку, если все мы с нашим курсом скинем не больше, чем у них отобьется с одного бенефит-концерта в провинциальном городе?
Пусть эта помощь символична! Но желание помочь мирным жертвам войны не должно вызывать вопросов априори. Желание выразить солидарность с товарищами, осуществляющими практику прямой демократии и горизонтальных форм управления, где бы они ни жили – тоже.
Реквизиты инициативы «Feuerwehr Fur Rojava»:
Банк: Berliner Sparkasse
Номер счета: DE84 1005 0000 0190 3903 36
БИК: BELADEBEXXX
Получатель: Feuerwehr